Индивидуальный подход к обучению каждого ребенка

29.01.2021

Индивидуальный подход к обучению каждого ребенка реализуется через учет педагогами персонального познавательного стиля каждого обучающегося. Теория о персональном познавательном стиле человека разработана в рамках МПИ-проекта ("Математика. Психология. Интеллект."), по которому ведется преподавание математики в 5-9 классах.

Персональный познавательный стиль человека складывается на основе интеграции более частных познавательных стилей, которые он использует в своей жизнедеятельности: стиля восприятия информации, стиля переработки информации, стиля постановки и решения проблем, стиля познавательного отношения к миру. Очень кратко охарактеризуем каждый частный стиль.

Существует четыре основных способа восприятия информации: словесно-речевой, визуальный, предметно-практический, чувственно-сенсорный. Неуспеваемость школьников является следствием неучета учителем индивидуального стиля восприятия информации ребенком. Поэтому обучение должно быть полисенсорным.Хочу такой сайт

Стили переработки информации могут отличаться по нескольким основаниям: полезависимый (ученики склонны брать как данное любое указание) и поленезависимый (учащиеся склонны преобразовывать все, с чем имеют дело); импульсивный (склонны быстро принимать решение, но много ошибок) и рефлективный (замедленно принимают решение, мало ошибок); аналитический (важны детали, факты) и синтетический (схватывают ситуацию в общем); ригидный (человеку трудно переходить с одного способа на другой) и гибкий (ребенку скучно действовать одним способом).

Стили постановки и решения проблемы разных людей тоже очень разные, и упрощенно можно выделить пять основных стилей: синтетический (очень любят комбинировать идеи, любят философствовать); идеалистический (на первом плане у таких людей интерес к целям и ценностям, широкий взгляд на вещи); прагматический (решают только практические проблемы, любят экспериментировать); аналитический (прежде чем поставить проблему, человек занимается систематическим сбором информации, склонен все упорядочивать, главный интерес – как сделать); реалистический (тип эмпирика, болезненно реагирует на всякие элементы субъективизма).

Разные стили проявляются у людей и на уровне познавательного отношения к миру. Здесь мы говорим о разных типах разума: разум с фрагментарно-алогической ориентацией (предпочитает наблюдения и индуктивный путь движения к истине); разум, направленный на поиск сходства всего и вся; конструктивно-технический разум (люди склонны менять мир реально); рефлексивно-медитативный разум (воспринимает происходящее как некую тайну).

Учет особенностей персонального познавательного стиля каждого учащегося позволяет учителю выстраивать индивидуальные траектории изучения обязательного учебного материала для разных учащихся, что способствует укреплению их здоровья.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».