Программа воспитания

Содержание
Пояснительная записка
1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
2. Цели и задачи воспитания
3. Виды, формы и содержание деятельности
3.1. Модуль «Классное руководство»
3.2. Модуль. «Курсы внеурочной деятельности»
3.3. Модуль «Школьный урок»
3.4. Модуль «Самоуправление»
3.5. Модуль «Профориентация»
3.6. Модуль «Работа с родителями»
3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
3.8. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
3.9. Модуль «Школьные медиа»
3.10.Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы

3
4
8
11
11
13
14
15
16
16
17
18
19
19
20

Приложение. Календарный план воспитательной работы

22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания (далее – Программа) разработана в соответствии с
методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной
02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее –
ФГОС) общего образования.
Другие нормативные основания: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля
2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года». Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации». Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г.
№ 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Приказ
Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 “О внесении изменений в
некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
по вопросам воспитания обучающихся», Примерной программы воспитания,

одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) и размещенной на портале
https://fgosreestr.ru.
Автономная некоммерческая организация средняя общеобразовательная
школа № 203 «Родники»
Автономная некоммерческая организация средняя общеобразовательная школа № 203
«Родники» (далее - Учреждение) является унитарной некоммерческой организацией, не
имеющей членства, осуществляющей образовательную деятельность в качестве основного
вида деятельности.
Учреждение создано в результате реорганизации в форме преобразования
Негосударственного
(частного)
общеобразовательного
учреждения
средняя
общеобразовательная школа № 203 «Родники», ОГРН 1106600002717, ИНН 6658364199), в
целях предоставления образовательных, социально-культурных и иных услуг в сферах
образования, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности в целях
реализации конституционного права граждан на получение начального общего, основного
общего и среднего общего образования в соответствии с Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании РФ» в действующей редакции.
Организационно-правовая форма – автономная некоммерческая организация.
Тип Школы, как образовательной организации, - средняя общеобразовательная
школа.
Тип учреждения: некоммерческая общеобразовательная организация.
Вид учреждения: Автономная некоммерческая организация.
Учреждение располагается на территории Верх-Исетского района города
Екатеринбурга.
Учредителями АНО СОШ № 203 «Родники» (в соответствии с п. 7 статьи 22, п. 2
статьи 25 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Российской
Федерации", п. 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих
организациях») являются:
1) Акционерное Общество «Производственная Фирма «СКБ Контур». ОГРН
1026605606620, адрес: 620017, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург,
3

пр.Космонавтов, 56;
2) Бублик Владимир Кузьмич;
3) Бублик Елена Александровна.
Стратегическая цель школы: повышение качества образования и реализация
творческого потенциала субъектов образовательного процесса на основе
функционирования АНО СОШ № 203 «Родники» как образовательного и
воспитательного центра для всех участников образовательных отношений:
обучающихся, учителей и родителей (законных представителей).
Автономная некоммерческая организация средняя общеобразовательная школа
№ 203 «Родники» в соответствии с Уставом реализует дополнительные программы
общекультурной, духовно-нравственной, спортивно-оздоровительной, художественноэстетической направленности, не включённые в перечень основных образовательных
программ.
Миссия школы «Родники» - организация совместной деятельности родителей
(законных представителей), обучающихся и учителей по обучению и воспитанию
физически здоровой, творчески мыслящей, способной к созиданию и ориентированной
на высокие нравственные ценности личности.
Данная программа направлена на формирование у обучающихся системных
знаний о различных аспектах развития России и мира, приобщение к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
готовность
и
способность
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуальноответственному поведению готовность и способность к реализации творческого
потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и
профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования
и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше» укрепление
нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях,
внутренней установке личности поступать согласно своей совести формирование морали
как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на
принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом развитие
совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать
собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль,
требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим
и чужим поступкам.
Кроме того в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно
обеспечить: принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных
духовных; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную
позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; способность
к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора,
принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в
достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность
к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой
жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,
физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им
противодействовать; свободолюбие как способность к сознательному личностному,
профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с
моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими
поколениями; укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество
перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Рабочая программа воспитания призвана обеспечить достижение обучающимися
4

личностных результатов в соответствии с ФГОС: формирование у обучающихся основ
российской идентичности, готовность обучающихся к саморазвитию, мотивацию к
познанию и обучению, ценностные установки и социально-значимые качества личности,
активное участие в социально-значимой деятельности Учреждения.
Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной
общеобразовательной программы Учреждения и призвана помочь всем участникам
образовательной деятельности реализовать воспитательный потенциал совместной
образовательной деятельности и, тем самым, сделать Учреждение воспитывающей
организацией, где под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Структура Программы воспитания включает три раздела – целевой,
содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная
часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Данная рабочая программа воспитания всесторонне показывает систему
комплексной работы с обучающимися в Учреждении, основана на воплощении
национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель
образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе
социального направления воспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного
направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе физического и
оздоровительного направления воспитания. Ценность труда лежит в основе трудового
направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе этикоэстетического направления воспитания.
Реализация Примерной программы основана на взаимодействии с разными
социальными субъектами образовательных отношений.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основные понятии Рабочей программы воспитания: национальный
воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное (идеальное)
представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены
усилия основных субъектов национальной жизни нашей страны (государства, семьи,
школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций).
Базовые национальные ценности – это основные моральные ценности,
приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных,
социально исторических, религиозных традициях многонационального народа
Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие
успешное развитие страны в современных условиях
Базовые национальные ценности, такие как:
- патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение
Отечеству;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества;
- справедливость, милосердие, честь, достоинство гражданственность – служение
Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,
5

поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания семья – любовь и верность,
здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о
продолжении рода;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание целеустремленность и
настойчивость;
- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии – представления о вере, духовности религиозной
жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на
основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое
сознание;
- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество.
Воспитание в Учреждении основывается на следующих принципах:
- принцип гуманизма: неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации, обеспечивает
каждому ребенку право на признание его в обществе как личности, как человека,
являющегося высшей̆ ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав
на свободу и развитие;
- принцип интеграции образовательной деятельности предполагает комплексный и
системный подходы к содержанию и организации, ориентир на создание в Учреждении
психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой
невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических
работников, а также родителей (законных представителей);
- принцип следования нравственному примеру, пример рассматривается как метод
воспитания, который позволяет расширить нравственный опыт обучающегося, побудить
его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить
возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений,
продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
реализация воспитания, главным образом, через создание в Учреждении детско-взрослых
общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими
и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- принцип совместной деятельности обучающегося и взрослого, программа
осуществляется в совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к
культурным ценностям и их освоения. организация основных совместных дел
обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых,
и детей;
- принцип интегрированного содержания образования обучающихся, когда
развивающие и воспитательные задачи решаются в комплексе, системность,
целесообразность и нешаблонность воспитания, рассматриваются как условия его
эффективности.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
готовность
и
способность
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуальноответственному поведению;
- способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметнопродуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе
моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной
6

установки «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного
поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном
и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности
формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный
самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную
самооценку своим и чужим поступкам.
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных
традиций;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию,
критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- решимость к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе
морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и
настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению
трудностей;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к
действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному
здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному,
гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной
ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед
прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся должно обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных
нравственных ценностей;
- готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации,
поддержание межэтнического мира и согласия;
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь,
уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода; законопослушность
и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся должно содействовать:
- формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни,
формировании власти и участию в государственных делах;
- укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового
государства с республиканской формой правления;
- повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных
организаций;
- повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
- укреплению национальной безопасности.
7

В Образовательной программе Учреждения сформулирована и обоснована важная
мысль, что для развития личности наиболее важным является развитие ее эмоциональной
сферы, ее чувств. Чувства воспитываются через образ жизни окружающих ребенка
взрослых и, прежде всего, его семьи. Роль школы в этой ситуации заключается в том, чтобы,
во-первых, помочь осознать родителям (законным представителям) этот важный факт, вовторых, организовать различные виды совместной деятельности детей, родителей
(законных представителей) и учителей, в которых возможно развитие эмоциональночувственной сферы самих взрослых.
Задача развития эмоционально-чувственной сферы обучающихся, развития навыков
творческого самовыражения решается в рамках постоянно ведущегося кружка «Космос
театра» для всех классов, начиная со второго. Отличительной особенностью программы
кружка «Космос театра» является деятельный подход к воспитанию, образованию,
развитию ребенка средствами театра, предполагающий выявление и развитие
универсальных способностей школьников на основе генетической взаимосвязи зрения,
голоса, слуха, осязания, обоняния, движения и т. д. Ребенок, включенный в театральную
деятельность, постепенно приобретает навыки межличностных отношений, у него
формируется умение правильно оценивать критические замечания, установка на
преодоление в себе апатии в случае неудачи; формируется отношение к спектаклю как к
произведению искусства, способному изменить мир. Все эти качества самым тесным
образом связаны с воспитанием у ребенка чувства гражданской ответственности за все, что
происходит в мире, и в частности за судьбу своего народа, частицей которого он является
сам.
Демократический стиль взаимоотношений между педагогическими работниками и
учениками предполагает отношения делового сотрудничества между учениками и
учителем, когда в процессе решения учебной задачи развертывается диалог, то есть
сопоставление и анализ различных, но изначально равноправных подходов к решению
задачи. В ходе такого диалога обучающиеся осознают свою значимость, ощущает принятие
их способа мышления, способа видения мира. Демократический стиль общения между
учениками и учителями предполагает участие учителей на равных во всех школьных делах
(мероприятиях). Например, ко всем праздникам педагогический коллектив готовит свой
номер, наравне с учениками участвуют в субботниках и т.д.; некоторые учителя (например,
литературы и риторики) всегда выполняют творческие домашние задания, задаваемые
ученикам.
Такой стиль общения взрослых с детьми «снимается» старшеклассниками в их
отношениях к младшим учениками. В школе складывается разновозрастный коллектив, где
все знают друг друга и могут свободно общаться. Все эти моменты способствуют
ощущению комфортности для обучающихся, способствуют раскрытию их творческих
способностей и свободы творчества.
Самым главным принципом образовательной политики АНО СОШ № 203 «Родники»
является принцип активного участия родителей (законных представителей) в жизни
Учреждения.
Это предполагает, во-первых, открытость образовательной деятельности для
родителей (законных представителей), то есть возможность посещать уроки или получить
консультацию по предмету в любое время. Родители (законные представители) имеют
возможность проучиться с ребенком целый день и почувствовать его состояние и
атмосферу на уроках. Во-вторых, Учреждение стремится к повышению роли родителей
(законных представителей) в организации и проведении как уроков, так и внеклассной
работы (музыкальных и поэтических вечеров, литературных игр с их участием,
выступающих в команде со своими детьми, семейно-спортивных праздников, субботников,
походов). Учреждение ориентируется на раскрытие творческого потенциала каждого
родителя (законного представителя). Заинтересованное отношение родителей (законных
представителей) к школе способствует укреплению психологического здоровья
8

обучающихся, созданию их духовного единства.
В Учреждении сложилась практика проведения раз в четверть общих для всей школы
уроков технологии, на которых желающие ученики, учителя и родители (законные
представители) могут провести мастер-классы, связанные с их увлечениями. Из этих
мастер-классов по желанию обучающихся рождаются новые кружки.
В Учреждении сложился ежегодный «Круг коллективных дел», в которых принимают
участие все участники образовательной деятельности: обучающиеся, учителя и родители
(законные представители). Это такие дела (мероприятия), в триаде ученик-учительродитель, как: поход на гору Волчиха в первые выходные сентября, организация
погружения обучающихся в разные предметы с выездом на дачный участок на 3 - 5 дней,
Осенний бал, совместные уроки всех классов по творчеству детских писателей (один раз в
четверть), предметные недели (в течение года), веселые старты “Папа, мама, я – дружная
семья” (один раз в полгода), Покровская ярмарка (14 октября), школьная олимпиада по всем
предметам, участие в конкурсе по языкознанию “Русский медвежонок”, лыжные походы
выходного дня, изготовление подарков и сувениров к Новому году, Новогодний вечер,
Пушкинская неделя (начало февраля), футбол с папами в честь 23 Февраля, музыкальный
вечер для мам и бабушек в честь 8 Марта, Масленичная ярмарка и выезд всем коллективом
школы на Масленицу, участие в международном конкурсе по математике “Кенгуру»
(март), семинар по обучению игре на гитаре (весенние каникулы), праздник 1 апреля
(проведение уроков всеми желающими обучающимися в любом классе), неделя ОБЖ
(первая неделя апреля), День защиты детей, благоустройство пришкольной территории
(разбивка клумб, посадка деревьев в честь 9 Мая), Фестиваль песни на иностранном языке,
постановка спектаклей, в которых могут принимать участие все желающие, «Последний
звонок», выпускные вечера, расписывание выпускниками школьных стен, туристические
походы в течение учебного года и в летние каникулы и др. Раз в четверть в каждом классе
проводятся совместные с родителями (законными представителями) уроки по какой-либо
прочитанной книге, встречи с современными писателями.
Этот «Круг коллективных дел» способствует сближению жизненных ценностей всех
участников образовательных отношений. Результатом работы Учреждения можно считать
отсутствие вредных привычек у всех обучающихся школы во время их обучения в школе,
а также возникновение интереса некоторых родителей (законных представителей) и
учителей к физкультурным занятиям, к туризму и краеведению.
Многие выпускники продолжают принимать участие в этом «Круге коллективных
дел» и после окончания школы.
Основными традициями воспитания в Учреждении являются следующие:
- ключевые общешкольные дела («Круг коллективных дел»), через которые осуществляется
интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение
мероприятий и коллективный анализ их результатов всеми участниками образовательных
отношений;
- ступени социального роста обучающихся (от пассивного наблюдателя до участника, от
участника до организатора, от организатора до лидера того или иного дела);
- конструктивное межличностное, межклассное и межвозврастное взаимодействие
обучающихся, а также их социальная активность;
- ориентация на формирование, создание и активизацию ученического самоуправления, как
на уровне класса, так и на уровне школы, на установление в школе доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений, атмосферы взаимовыручки и взаимопонимания;
- формирование классного руководства, как системы, реализующей по отношению к
обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в
том числе и в разрешении конфликтов) функцию и т.д.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
9

Современный национальный идеал личности – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный
в духовных и культурных традициях российского народа Российской Федерации.
Исходя из этого, общей целью воспитания является личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия
личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического
коллектива по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором
успеха в достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать
решение следующих основных задач:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции коллективного планирования, организации, проведения и анализа
в школьном сообществе;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных коллективов в жизни школы;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие
по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные
возможности;
- использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и
на уровне классных сообществ;
- организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу со школьниками;
- организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
- организовать работу с семьями школьников, их родителями (законными
представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития
обучающихся.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым
необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:
1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных
условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм
и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном
статусе – статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к
10

носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы
и традиции задаются в Учреждении педагогическими работниками и воспринимаются
детьми именно как нормы и традиции поведения младшего школьника. Знание их станет
базой для развития социально значимых отношений младших школьников и накопления
ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и
юношеском возрасте.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную
для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем
дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоёмы);
- проявлять миролюбие;
- не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
- стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
- уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в
этом людям;
- уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности,
иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим
на других ребят;
- уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и
действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
2. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся
в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
11

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного
развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные
цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени
основного общего образования в Учреждении, связано с особенностями обучающихся
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе
отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для
обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных
ценностных ориентаций.
Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых
отношений в среде школьников.
3. В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего
жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой
жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный
практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы
опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению
школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это опыт дел (мероприятий),
направленных на:
- заботу о своей семье, родных и близких;
- участие в производственной учебной практике, трудовых инициативах;
- пользу своему родному району, городу, стране в целом, опыт деятельного выражения
собственной гражданской позиции;
- природоохранные инициативы;
- разрешение возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- самостоятельное приобретение новых знаний, проведение научных исследований,
проектной деятельности;
- изучение, защиту и восстановление культурного наследия человечества, создание
собственных произведений культуры, творческого самовыражения;
- ведение здорового образа жизни и заботу о здоровье себя и других людей;
- оказание помощи окружающим, заботу о малышах или пожилых людях, волонтерское
движение;
- самопознание и самоанализ, социально приемлемое самовыражение и самореализацию.
Работа педагогических работников по реализации Рабочей программы воспитания,
направленная на достижение поставленных целей и задач, позволит обучающимся
получить необходимые социальные навыки, которые помогут им лучше ориентироваться
12

в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать
коммуникацию с окружающим миром, увереннее себя чувствовать во взаимодействии,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального
положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций,
осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и
окружающих его людей.
Планомерная реализация поставленных целей и задач, принципов Рабочей
программы воспитания позволит организовать в школе интересную и событийно
насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет и
эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы Учреждения. Каждое из них представлено
в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует:
- работу с классным коллективом;
- индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса;
- работу с учителями, преподающими в данном классе;
- работу с родителями (законными представителями) обучающихся.
Работа с классным коллективом:
- инициирование, мотивация и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах (мероприятиях), осуществление педагогического сопровождения и оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса, детской
социальной активности;
- поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение;
- организация и проведение совместных дел (мероприятий) с обучающимися вверенного
ему класса, их родителей (законных представителей); интересных и полезных для
личностного развития ребенка (интеллектуально-познавательной, гражданскопатриотической, героико-патриотической, трудовой, спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной, творческой, профориентационной и др. направленности);
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
классного руководителя и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
- сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение
и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями (законными представителями); празднования в
классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные коллективами у
чеников поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные классные
вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии в классной жизни;
- выработка совместно с обучающимися законов, помогающих обучающимся освоить нор
мы и правила общения, которым они должны следовать в Учреждении.
Все это позволит:
- вовлечь обучающихся с самыми разными потребностями в классные дела, и, тем самым,
дать им возможность самореализоваться в них;
- установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них
13

значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
- изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих
отношений, в организуемых классным руководителем беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного руководителя с родителями (законными представителями) школьников, с
преподающими в его классе учителями-предметниками;
- поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и
дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить;
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых ученики не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед
с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи;
- мотивация обучающегося на участие в жизни класса, школы, на участие в общественном
детском/молодежном движении и самоуправлении;
- мотивация школьников совместно с учителями-предметниками на участие в конкурсном
и олимпиадном движении, защите проектов;
- коррекция поведения ученика через частные беседы с ним, его родителями (законными
представителями), с другими обучающимися класса, через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогических
работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение
конфликтов между учителями и обучающимися;
- проведение совещаний, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей-предметников к участию во внутри классных делах, дающих им
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
- привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся:
- регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах
и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
- помощь родителям (законным представителям) школьников в регулировании отношений
между ними, администрацией Учреждения и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией (в своей компетенции) и решении вопросов
воспитания и обучения их обучающихся;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
14

3.2. Модуль. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется в Учреждении преимущественно через:
- вовлечение учеников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально
значимые формы поведения;
- поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на
сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского
самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего
общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их
творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим
людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное,
на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие.
Проблемно-ценностное
общение.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на развитие коммуникативных и лидерских компетенций школьников,
проектного мышления, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и
слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие самостоятельности и
ответственности школьников.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и
спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение
к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и
уважительного отношения к физическому труду, формирование у них навыков само
обслуживающего труда.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у
них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
3.3.Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогическими работниками воспитательного
потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
15

способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных,
деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых моментов, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
- организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
3.4.Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает
педагогическим работникам воспитывать в учениках инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся –
предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что
готовит их к взрослой жизни.
Поскольку обучающимся не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, то классные руководители должны осуществлять педагогическое
сопровождение на уровне класса, а на уровне школы назначается куратор развития
ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета обучающихся Учреждения, создаваемого для
учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и
принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через работу постоянно действующих секторов по направлениям деятельности,
инициирующих и организующих проведение личностно значимых для школьников
событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.),
16

отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров,
акций и т. п.
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса
лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных
руководителей;
- через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся
в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых сред
и участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность ученического
самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и
внутри классных дел;
- через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций
по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т. п.
3.5.Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по
направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности
педагогического работника и обучающегося – подготовить школьника к осознанному
выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность школьника к выбору, педагогический работник актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном
мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
- профориентационные часы общения, направленные на подготовку обучающегося к
осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
- экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях и вузах;
- совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,
прохождение онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастерклассах, посещение открытых уроков (онлайн-портал «Проектория», проект «Билет в
будущее»);
- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу Учреждения, или в рамках курсов
17

дополнительного образования.
3.6. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся в школе
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На школьном уровне:
- открытость образовательной деятельности для родителей (законных представителей), то
есть возможность посещать уроки или получить консультацию по предмету в любое время.
Родители (законные представители) имеют возможность проучиться с ребенком целый день
и почувствовать его состояние и атмосферу на уроках; Учреждение стремится к
повышению роли родителей (законных представителей) в организации и проведении как
уроков, так и внеклассной работы (музыкальных и поэтических вечеров, литературных игр,
семейно-спортивных праздников, субботников, походов). Учреждение ориентируется на
раскрытие творческого потенциала каждого родителя (законного представителя).
Заинтересованное отношение родителей (законных представителей) к Учреждению
способствует укреплению психологического здоровья обучающихся, созданию духовного
единства родителей (законных представителей) и детей;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
- семейный всеобуч, на котором родители (законные представители) могли бы
обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания
обучающихся;
- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей (законных
представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагоговпсихологов и педагогических работников.
На уровне класса:
- открытость образовательной деятельности для родителей: родители (законные
представители) могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения
представления о ходе образовательной деятельности;
- классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых
проблем обучения и воспитания, обучающихся класса;
- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие всех вопросы, а также
осуществляются виртуальные консультации педагогов-психологов, социальных
педагогов, учителей-логопедов и других педагогических работников.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей (законных представителей) для решения
острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей (законных представителей) в педагогических советах, собираемых в
случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей (законных представителей) в подготовке и проведении
общешкольных и внутри классных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование, целью которого является координация
воспитательных усилий педагогических работников и родителей (законных
представителей).
3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела (мероприятия),
организуемых педагогическим коллективом Учреждения для обучающихся, и которые
18

обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно с детьми.
Это комплекс коллективных творческих дел, объединяющих учеников вместе с
педагогическими работниками в единый коллектив. В этих делах и мероприятиях
принимает участие большая часть школьников.
Ключевые дела способствуют интенсификации общения обучающихся и взрослых,
ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. В Учреждении
используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
- социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и
педагогическими работниками комплексы дел разной направленности, ориентированные
на преобразование окружающего социума;
- дискуссионные площадки для обучающихся, педагогических работников, родителей
(законных представителей), в рамках которых обсуждаются поведенческие,
нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, района и городского
сообщества;
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям.
На уровне Учреждения:
- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела и мероприятия
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со значимыми для
обучающихся и педагогических работников знаменательными датами, как на уровне
школы, так и на уровне района, города, региона, России, в которых участвуют все классы
Учреждения;
- торжественные ритуалы, связанные с переходом обучающихся на следующую ступень
образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и
развивающие школьную идентичность обучающихся, а также связанные с героикопатриотическим воспитанием;
- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогических работников за
активное участие в жизни Учреждения, защиту чести Учреждения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие. Это способствует
поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных
отношений между педагогическими работниками и воспитанниками, формированию
чувства доверия и уважения друг к другу;
- ежегодные театральные новогодние представления;
- капустники – театрализованные выступления педагогических работников, родителей
(законных представителей) и обучающихся с элементами доброго юмора, пародий,
импровизаций на темы жизни обучающихся и педагогических работников. Они создают в
Учреждении атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению
детского, педагогического и родительского сообществ Учреждения.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные органы
самоуправления;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел (мероприятий);
- проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых
дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела;
- участие в организации и проведении мероприятий и дел (мероприятий), направленных
на сплочение класса, на реализацию плана деятельности выборного органа ученического
самоуправления класса.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение, по возможности, каждого обучающегося в ключевые дела Учреждения в
одной из возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер;
19

- индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков
организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с учителями и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими сверстниками, которые могли бы
стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом
деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.8. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной
среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях,
в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у
обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм
деятельности:
регулярные
пешие
прогулки,
экскурсии
или
походы
выходного
дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями обучающихся: в
музей,
в
картинную
галерею,
в
технопарк,
на
предприятие,
на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди обучающихся
ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов»,
«корреспондентов», «оформителей»);
- литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые педагогическими
работниками и родителями обучающихся в другие города или села для углубленного изуче
ния биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь и
сторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов,
флоры и фауны;
- многодневные походы, осуществляемые с обязательным привлечением обучающихся к
коллективному планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест возможных
ночевок и переходов), коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и
питания), коллективному проведению (распределение среди обучающихся основных
видов работ и соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу
туристского путешествия (каждого дня – у вечернего походного костра и всего похода –
по возвращению домой).
3.9.Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогическими
работниками средств распространения текстовой, аудио и видеоинформации) – развитие
коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и
сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся; воспитательный
потенциал школьных медиа реализуется в рамках работы школьного медиацентра –
созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической
поддержки школьных дел (мероприятий), осуществляющая видеосъемку и
мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов,
спектаклей, капустников, вечеров, дискотек.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
20

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда Учреждения, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического
комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует
позитивному восприятию обучающимся Учреждения.
Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой Учреждения, как:
- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, залов и т.п.) и их
периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия;
- размещение на стенах Учреждения регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои фантазию и
творческие способности и создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими детьми;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий
Учреждения (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров,
выставок, собраний, конференций и т. п.);
- совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой символики
Учреждения (герб школы, гимн школы, элементы школьного костюма и т.п.),
используемой как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время
праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных
происходящих в жизни организации знаковых событий;
- регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов
по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке
культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию
инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
- акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях
Учреждения, его традициях и правилах.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в Учреждении воспитательной работы осуществляется
по выбранным самим Учреждением направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами педагогических работников
Учреждения с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению
администрации) внешних экспертов.
Самоанализ проводится посредством педагогической диагностики на основе
наблюдения за поведением обучающихся. В центре педагогической диагностики
находится понимание обучающимся смысла конкретной ценности и ее проявление в его
поведении.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы, являются:
принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к
педагогическому составу Учреждения, реализующему воспитательную деятельность;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
обучающимися и педагогическими работниками;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
21

экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогического состава: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором Учреждение
участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа воспитательной работы могут быть
следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом
совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах:
какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы, решить не удалось и почему; какие
новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому
коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
Учреждении интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и представителями родительских
комитетов, хорошо знакомыми с деятельностью школы и класса.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности обучающихся и взрослых могут быть беседы с обучающимися и их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками, при
необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании
методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:
- проводимых классных, общешкольных ключевых дел;
- совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- организуемой в Учреждении внеурочной деятельности;
- реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- существующего в школе ученического самоуправления;
- профориентационной работы Учреждении;
- работы медиа;
- качеством проводимых экскурсий, экспедиций, походов;
- организации предметно-эстетической среды Учреждения;
- взаимодействия с семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в Учреждении воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу Учреждения в следующем году.
22

Приложение 1
Календарный план воспитательной работы
2021/2022 учебный год
Дела, события,
Классы Ориентировочн
Ответственные
мероприятия
ое время
проведения
Модуль «Классное руководство»
Заседание
МО
1 - 11
в течение года
Классные
руководители,
классных
заместитель директора
руководителей
Проведение
классных 1 - 11
в течение года
Классные
руководители,
часов и мероприятий
заместитель директора
согласно плану
Индивидуальные
1 - 11
в течение года
Классные
руководители,
собеседования с
заместитель директора
классными
руководителями,
помощь в подготовке
мероприятий.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Интеллектуальные игры 1 - 11
в течение года
Учителя-предметники
Литературный клуб
1 - 11
в течение года
Учителя-предметники
Школьное
научное 1 - 11
в течение года
Учителя-предметники
общество
Модуль «Школьный урок»
В соответствии с индивидуальными планами работы учителей-предметников
Модуль «Самоуправление»
Выборы самоуправления 1 - 11
сентябрь
Классные руководители
в классах
Работа
Совета 1 - 11
в течение года
Классные
руководители,
обучающихся
заместитель директора
День самоуправления
1 - 11
в течение года
Классные
руководители,
заместитель директора
Оформление классных 1 - 11
в течение года
Классные
руководители,
уголков
заместитель директора
Модуль «Профориентация»
Участие в проекте «Билет 1 - 11
в течение года
Классные
руководители,
в будущее»
заместитель директора
Участие
в
проекте 1 - 11
в течение года
Классные
руководители,
«Проектория»
заместитель директора
Тематические классные 1 - 11
в течение года
Классные
руководители,
часы,
посвященные
заместитель директора
профориентации
«День Карьеры»
7 - 11
апрель-май
Классные
руководители,
заместитель директора
Модуль «Работа с родителями»
Родительские классные 1 - 11
в течение года
Классные руководители
собрания по плану
1 - 11
в течение года
Классные
руководители,
Общешкольные
заместитель
директора
родительские собрания
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
23

1 сентября –День знаний

1 - 11

Поход на гору Волчиха

1 - 11

Организация погружения 5 - 11
в разные предметы с
выездом
на
дачный
участок на 3-5 дней
«Осенний бал» с выездом 5 - 11
на УСБ «Динамо»
Покровская ярмарка

1 - 11

сентябрь

Классные руководители,
заместитель директора
сентябрь
Классные руководители,
заместитель директора
сентябрь – ноябрь Классные руководители,
учителя-предметники
октябрь
октябрь

Классные руководители,
учителя ИЗО и физкультуры,
заместитель директора
Классные руководители,
заместитель директора
Классные руководители, учителя физической культуры,
заместитель директора
Классные руководители,
родители обучающихся

Весёлые старты “Папа, 1 - 11
мама, я – дружная семья”

ноябрь, апрель

Лыжные
походы
выходного дня совместно
с
родителями
(законными
представителями)
Изготовление подарков и
сувениров к Новому году
родителями и учителями
Новогоднее театральное
представление
Недели науки

1 - 11

ноябрь-март

1 - 11

ноябрь-декабрь

Классные руководители,
родители обучающихся

1 - 11

декабрь

1 - 11

в течение года

Пушкинская неделя

1 - 11

февраль

Футбол с папами в честь 1 - 11
23 Февраля

февраль

Музыкальный вечер /
интеллектуальное кафе
для мам и бабушек в
честь 8 Марта
Масленичная ярмарка и
выезд всей школой на
Масленицу
Семинар по обучению
игре на гитаре
Праздник
1
апреля:
проведение уроков всеми
желающими
обучающимися в любом
классе
Неделя ОБЖ, выездной
День защиты детей

1-11

март

Классные руководители,
заместитель директора
Классные руководители,
заместитель директора
Классные руководители,
заместитель директора
Классные руководители,
учителя физической
культуры,
заместитель директора
Классные руководители,
заместитель директора

1 - 11

март

Классные руководители,
заместитель директора

1 - 11

весенние
каникулы
апрель

Заместитель директора,
учителя музыки
Заместитель директора,
учителя-предметники

1 - 11

1 - 11

первая
апреля
24

неделя Классные руководители,
заместитель директора,
учитель ОБЖ

Фестиваль песни
иностранном языке

на 1 - 11

Благоустройство
1 - 11
пришкольной
территории:
разбивка
клумб, посадка деревьев
в честь 9 Мая
Патриотическая неделя
1 - 11

апрель
май

май

Классные руководители,
заместитель директора,
учитель музыки
Классные руководители,
заместитель директора

Классные руководители,
заместитель директора
Классные руководители,
заместитель директора

Постановка спектаклей, 1 - 11
в течение года
обучающихся
разных
классов, учителей и
родителей
(законных
представителей)
Праздник
«Последний 1 - 11
май
Классные руководители,
звонок»
заместитель директора
Совместные
с 1 - 11
в течение года
Классные руководители,
родителями уроки по
учителя литературы,
книгам
современных
заместитель директора
авторов,
встречи
с
писателями
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Пешие
прогулки, 1 - 11
экскурсии,
походы
выходного дня

в течение года

Литературные,
1 - 11
исторические,
биологические
экспедиции в другие
города
Туристические походы
1 - 11

в течение года

Классные
руководители,
заместитель
директора,
родители
(законные
представители) обучающихся
Классные
руководители,
учителя-предметники,
заместитель директора

в течение года и Классные руководители,
летних каникул
заместитель директора,
родители (законные
представители) обучающихся
Модуль «Школьные медиа»

Выборы коллектива
1 - 11
сентябрь
Классные
руководители,
школьного медиацентра
заместитель директора
Информационно1 - 11
в течение года
Классные
руководители,
техническая поддержка
заместитель директора
школьных мероприятий,
видеосъемка и
мультимедийное
сопровождение
школьных праздников,
фестивалей и т.д.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Событийный дизайн
1 - 11
в течение года
Классные
руководители,
25

Оформление
информационных
стендов

1 - 11

в течение года

26

заместитель директора
Классные
руководители,
заместитель директора

Приложение 2
Основные понятия, используемые в Рабочей программе воспитания
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Образовательная ситуация – точка пересечения образовательной и педагогической
деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои программы
действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции. Образовательная
ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события являются
разновидностью образовательных ситуаций.
Образовательная среда – социокультурное содержание образования, объединяет в
себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной
ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал
образовательной среды для решения целей воспитания личности позволяет говорить о
воспитывающей среде.
Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая
единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность –
это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их
единства и совместности (детско-взрослая, детская, профессиональная, профессиональнородительская).
Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных результатов и
достижений ребенка на определенном возрастном этапе.
Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие
отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные
модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни
и деятельности.
Субъектность – социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека.
Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка к
инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности, как
способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях и их
последствиях.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО,
задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную
среду, деятельность и социокультурный контекст

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».